Добавлены статьи:
|
Кодекс бусидо
Из истории кодекса бусидо
Много тысячелетий подряд о таком понятии, как «путь самурая» складывались не только разные впечатления, но и имелись разные акценты. Само понятие Бусидо было введено в широкое употребление в период властвования Токугавы, когда лучшие из удостоенных Буси имели время и досуг для просмотра пути, пройденного самурайством, а значит, могли осмыслить его с точки зрения философии. Сетуя на то, что многие современные самураи просто обленились и не желают изучать японское фехтование, теоретики, изучающие путь самурая, задумываются и о смысле существования воинского сословия, батто, тамесегири или о кендзюцу, а значит, и о его роли в жизни всей страны. Обобщая высказывания и воззрения самурайских философов, можно сказать, что кодекс бусидо в широком понимании представляет собой некий эстетический кодекс, а также принципы его поведения и личностное мировоззрение. Согласно понятия бусидо кодекс самурая, каждый японский воин просто обязан обладать: презрением к смерти и боли, высоким боевым духом, безграничной преданностью к своему господину, которая включает не только фехтование на мечах по первому зову, но и готовность погибнуть за хозяина вместе с ним либо же по его первому приказу. Кроме того, путь самурая невозможен без наличия внутреннего достоинства воина и самодисциплины, позволяющей покоряться хозяину.
Бусидо – кодекс самурая
Человек, который решается соблюдать бусидо кодекс самурая, должен не только быть не привязанным к материальным благам, но и предпочитать им духовные ценности и высокую мораль. Кодекс бусидо требовал во все времена от самурая невероятного стремления к лидерству, инициативности. В бою, когда нужно было применять японское фехтование, – агрессивным, в общении с себе подобными – вежливым, а вот с противниками наоборот - беспощадным. То есть, кодекс бусидо призывал блюсти свою честь, а значит, служить своему хозяину преданностью, верой и правдой.
Одновременно с этими основными понятиями кодекс бусидо был также и набором основных правил этикета, которыми каждый самурай был обязан руководствоваться в своей повседневной жизни. Кроме того, бусидо кодекс самурая включал в себя своеобразный воинский устав, который регламентировал порядок несения службы, отношения со своими товарищами по оружию, и, конечно же, правила обращения с тем или иным видом оружия, например, фехтование двумя мечами. Все эти требования, которые менялись от эпохи к эпохе, были словно пронизаны конфуцианским духом, а потому могли превратить жизнь и смерть самурая в некий торжественный ритуал.
У каждого самурая существовали и свои взгляды на мир, которые диктовал им кодекс бусидо. Например, все они привыкли смотреть на жизнь, как на сновидения внутри сновидений, где единственным, а главное, реальным событием была только смерть. Она-то и рассматривалась, как пробуждение от сновидений, от нереальности. Жизнь для каждого самурая, как твердит кодекс бусидо, - это в первую очередь жизнь духа, а не тела, ведь именно дух является бессмертным. Смерть физического тела рассматривается скорее как испытание или своеобразный экзамен для духа.
Путь самурая
В узком понятии «бусидо - кодекс самурая», особенно, если коснуться зари самурайской эпохи, не имел настолько выраженного духовного подтекста, а потому понимался скорее как образ жизни всех профессиональных воинов, для которых поле битвы стало домом. В раннюю эпоху, когда самураи были конными лучниками, их образ жизни так и назывался – кюба-но мити, то есть, путь коня и лука. Как раз умение стрелять точно в цель прямо на ходу и считалось достоинством настоящего воина самурая. В эпоху Сэнгоку дзидай насчитывалось почти 18 видов самурайских боевых искусств, например, кендзюцу – искусство меча или японское фехтование, иаи-дзюцу – искусство быстрого выхватывания меча из ножен, кюдо – искусство стрельбы из лука, соодзюцу – фехтование на копьях, а также мастерство фехтования алебардами нагината, батто, а также владение разнообразными шестами и боевыми дубинками. Кроме этого, сюда можно отнести и фехтование на мечах небольшого размера, метание сюрикэнов и мечей, фехтование серпом кама, а также фехтование тризубцами дзиттэ.
В эпоху Токугава так называемая «самурайская программа» или же кодекс бусидо подразумевал владение всего лишь шестью видами основных боевых искусств: лук, меч, копье, верховая езда, рукопашный бой и ружье. Однако Кодекс Бусидо нельзя назвать учением в прямом понимании, ведь это скорее одна из тех форм, которая выражает феодальную идеологию, а также ее основные принципы и положения, которые развиваются в течение длительного времени из поколения в поколение.
Дословно Бусидо переводится как «путь самурая», который изучает японское фехтование в сочетании с духовным пониманием. Однако под Бусидо можно подразумевать и ни что иное как введение периода Эдо, которое предназначено для постоянного контроля и удержания самураев в повиновении своим хозяевами. То есть, изучая искусство синкендо, батто или японского фехтования кендзюцу, каждый самурай был нацелен на усовершенствование своих навыков, что должно было привести к смиренному служению своему хозяину. Ведь известны случаи, когда воин изучал фехтование двумя мечами и потом применял свое мастерство против своего хозяина.
|
|